СЕКРЕТЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ В БИЗНЕСЕ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Интересным образом капиталисты задумались давно о том, как, цинично выражаясь, побудить человека работать минимумом средств. Естественно, термин «минимум средств» может иметь разные определения в условиях разных общественно-экономических формаций. Например, при рабовладении ломать голову над тем, как заставить работать свою собственность, не приходится. Да и в условиях коммунистическо-лагерной экономики выбор «стимулирующих» средств ограничен: голод, палка, репрессия, паек.  Только в условиях рыночной экономики предприниматель начинает задумываться, как привлечь, удержать и мотивировать достаточно квалифицированный кадр для достижения своих предпринимательских задач.

 

Основоположником теории рынка и свободного предпринимательства стал шотландский экономист Адам Смит. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованная 250 лет назад, рассматривает труд, как товар, на который есть спрос, а есть и предложение. Соответственно, оптимальным размером оплаты такого труда станет точка, в которой кривые предложения и спроса пересекаются.  В этой точке потенциальный работник готов согласиться сделать работу для предпринимателя, а предприниматель понимает, что платит оптимальную цену за товар. Таким образом, интересы обоих сторон соблюдены, и можно заключать трудовой договор.

 

В начале прошлого века бихевиоризм рассмотрел наш вопрос под другим углом. Оказывается, человека, как и любое живое существо, побуждают к совершению действия исключительно внешние стимулы, как негативные, так и позитивные, тот самый кнут и пряник. Утром вы идете на работу, чтобы получить за нее деньги. С помощью денег вы удовлетворите свои потребности. При этом вы стараетесь работать хорошо, соблюдать трудовую дисциплину, чтобы избежать наказания. А, может быть, и получить премию. Причины вашего действия «иду на работу»: ваша зарплата, премия, выговор с занесением в личное дело, - находятся во внешней среде. Соответственно, согласно этой теории, чтобы побудить человека прийти и реализовать идеи предпринимателя, стоит, как минимум, управлять эффективно «кнутом и пряником», а как максимум – «поиграть» этими двумя составляющими так, чтобы не только привлечь с рынка лучших работников, но и удержать их в компании, поскольку конкуренты не дремлют.

 

Когда борьба за персонал нешуточно обострилась в середине прошлого века, стало понятно, что привлечь и удержать человека в компании не главное. В конкурентной борьбе побеждают предприниматели, обладающие каким-то секретом. В их компаниях люди почему-то работают, что называется, «не за страх, а за совесть», добиваясь блестящих результатов для компании. 

 

И тут на сцене появляется теория внутренней мотивации, которая утверждает, что побуждение к действию – врожденная черта человека. Нами движет желание познавать мир и постоянно повышать свое мастерство и компетентность.  Оказывается, вы идете на работу не столько из-за вознаграждения или наказания, сколько для саморазвития и роста своей компетентности и мастерства.  Исследования показывают, что внутренняя мотивация гораздо сильнее, чем внешняя, что для нашего предпринимателя становится настоящей находкой и тем самым секретом, с помощью которого можно преуспеть в конкурентной борьбе.

 

В современной практике подразделений, занимающихся управлением вознаграждением, вопросы привлечения, удержания и индивидуальной мотивации кадров решаются целым набором инструментов, основанных на перечисленных теориях. Например, для поиска точки, в которой спрос и предложение на рынке труда пересекаются, компании оценивают должности и используют обзоры зарплат.  Управление результативностью, привязка вознаграждения к результатам труда – это та самая внешняя мотивация. А карьерное планирование, обучение и развитие персонала, проектная деятельность, программы признания, корпоративная культура, система льгот и привилегий, оценка результатов деятельности – это целый арсенал инструментов, усиливающих внутреннюю мотивацию работников.

 

К сожалению, в наших казахстанских реалиях, где еще живы представления недавней советской эпохи, а рыночной экономике всего четверть века, вопросы вознаграждения и мотивации стоят пока на заднем плане. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что будущее за теми, кто уделяет в своем бизнесе достаточно внимания эффективному управлению вознаграждением работников уже сегодня.

 


© 2019 Создано PRO-Training. Центр Развития Samgau.